Новые плагины Joomla на web-disign.ru.

Автор статьи — Шикина Вероника Викторовна

Роль психолога в оказании консультативной помощи родителям в вопросах семейного воспитания. 
 (из опыта работы)

Семья… в городской культуре сегодня семейные нормы размываются: родители постоянно заняты, бабушки, дедушки живут далеко (часто сами ещё работают), а брак оказывается хрупким и недолговечным. Семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость. А это не может не отражаться на процессе становления личности ребёнка. «Трудные» дети – это серьёзная проблема в школе, в семье и в обществе в целом. Меня, как психолога, радует, что в СМИ, а конкретно на телевидении сегодня происходят в этом направлении пусть небольшие позитивные изменения: появилась социальная реклама, сериалы («Московская сага»), телепередачи («Моя родословная»), пропагандирующие семейные ценности. Но это пока ещё «капля в море», и школе приходится, по-прежнему, работать «на сопротивлении»: вопреки чрезмерной занятости родителей, довольно высокому росту неблагополучных семей; недостаточной организации досуговой деятельности; экономической нестабильности.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Это и понимание целей воспитания, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что уже отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде.

Ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была единственной специфической функцией семьи, а другие функции (экономические, поддержка благосостояния и др.) являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития. А. Макаренко в своей лекции «О воспитании детей» говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое, — и дальше подчёркивал,- Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». [3, 320 с.].

Союз родителей и педагогов – достаточно избитое выражение, но от этого не потерявшее свою актуальность. Работая в качестве практикующего педагога-психолога в МОУ СОШ № 81 на протяжении многих лет, могу поделиться опытом просветительской, консультативной работы с родителями.

Психологи знают, что самым первым и самым сложным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей. Дело в том, что, хотя, как говорят, психологию и медицину, «знают все», на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз и обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Формы работы с родителями могут быть разными, но самой распространенной на протяжении многих лет остается родительское собрание.

В последнее время для многих школ вопрос их проведения стал одним из самых болезненных и неприятных. Дело в том, что на собрания ходят одни и те же родители, и их, как правило, немного. Было проведено исследование, которое показало, что 40% родителей не посещают общие собрания. «Провал» собраний обеспечивает родительская тревога: «что хорошего я могу услышать о своём ребёнке?», усталость в конеце рабочего дня, «кто меня услышит?».

К каждому родительскому собранию готовится диагностический или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы, чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально; тщательно подбирается видео материал ( фрагменты художественных фильмов в качестве эпиграфа, презентации и др.)

Оформление пространства актового зала (классной комнаты), подбор музыкальных фрагментов, заполняющих время ожидания собрания или паузы, создают определенный настрой, помогают сбросить напряжение. Приглашение, в котором указаны день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой — то причине не могут прийти, передаются за неделю до собрания. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Продолжительность родительского собрания не превышает 1 часа. Тематику определяет предварительный опрос родителей ( В 2009-2010 учебном году это были темы: «Позитивное и негативное в поведении ребёнка: как к этому относиться?», «Подросток. Кто он?», «Правила и приёмы, помогающие успешному общению со старшеклассниками», «Свобода и ответственность», «Телевизор и дети») , количество – 4 общешкольных собрания в год в каждой параллели.
Как правило, после таких собраний у родителей возникает желание получить индивидуальную консультацию, поделиться тревогами, совет.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего. Отсюда меняются и осложняются задачи индивидуальных встреч с родителями. Главные из них:

  •   изучение воспитательных возможностей семей,
  •   скорая воспитательная помощь семье,
  •   повышение педагогической культуры родителей,
  •   умение координировать усилия семьи и школы.

В ходе общения с родителями важно добиться атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. Родители идут на встречу с психологом в надежде получить ответ на вопрос: что же я делаю не так? Люблю его, развиваю, следую всем рекомендациям, а он слишком застенчив или напротив – агрессивен? И здесь начинается трудная и долгая работа: донести до сознания родителей, что с первого дня жизни родители передают ему свои представления о жизни, об окружающем мире: «Мир опасен» или «Мир интересен». Совсем не обязательно произносить эти формулировки, природа наделила детей способностью безошибочно улавливать интонации речи, детали поведения, выражения лиц. Самое сложное объяснить родителям, как не словом, а взглядом можно сформировать жизненную установку ребенка. Однажды на консультации мне удалось начать продуктивный диалог с мамой, рассказав ей маленькую историю о грозе. « Над дачным посёлком собирается гроза. На одном из дачных участков мать говорит ребёнку: «Вот здорово, какой сейчас будет дождь! А потом все листья на деревьях будут блестящие и чистые. И гром, и молния – такая красота, мы всё это увидим!» Ребёнок подхватывает радостное настроение матери и ждёт грозы как чуда, которое им так повезло увидеть.

В тот же момент на соседнем участке другая женщина торопливо срывает, развешанное на верёвках бельё, тревожно причитая: «Ой, что твориться, сейчас всё зальёт, только бы успеть собрать…» Таким же тревожным голосом она окликает ребёнка, тот бежит в дом, спеша укрыться от явно нависшей опасности». [1,28 с.]

Ни одна из женщин не обращалась к ребёнку со словами: «Гроза – это страшно, мы в опасности» — или: «У тебя нет причин бояться грозы». Но ребёнок уловил все детали поведения матери, интонации, мимику лица, в каждом случае свои. Дети приняли модель реакции матери, и в будущем в подобных ситуациях именно эта модель будет тиражироваться.

Незатейливая метафора сделала своё дело, заменила часы долгих бесед – мама задумалась. Взяла время на размышление, наблюдения…теперь уже не за ребёнком, а за собой.

Всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они более трудны и кропотливы. Изменить ситуацию в семье не в нашей власти, и тогда на помощь приходят учителя. Именно в их власти изменить обстоятельства жизни ребенка в школе: окружить ученика вниманием и заботой, дать возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помочь пережить радость успеха. Словом, повысить социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинговые занятия. Такие группы собираются редко (1-2 раза в год) и только по запросу родителей. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В начале занятий родителям трудно четко сформулировать цели и задачи воспитания ребенка, определить свой запрос. На заданные родителям подобные вопросы можно услышать лишь один ответ: «Хочу, чтоб мой ребенок был хорошим человеком, и все!» Встречи на тренингах помогают разобраться в себе, понять, как действовать шаг за шагом и использовать возможности современной школы (а не перекладывать на неё) в решении проблем воспитания. «Родительский дом — начало начал…» — и не признать эту истину невозможно.

И ещё несколько слов о школьных стендах для родителей. На них часто меняется информация. Иногда появляются высказывания великих педагогов, обращённые к родителям: «Дорогие родители! Вы иногда забываете о том, что в вашей семье растет человек, что этот человек на вашей ответственности. Пусть вас не утешает, что это не больше, как моральная ответственность. Может настать момент, вы опустите голову, и будете разводить руками в недоумении, и будете лепетать, может быть, для усыпления все той же моральной ответственности: «Володя был такой замечательный мальчик! Просто все восторгались». Неужели вы так никогда и не поймете, кто виноват?» А.С.Макаренко.

Список использованной литературы:

1.     Белякова Е. Законы рода. — Журнал Психология, №6, 2009.-28 с.
2.     Гиппенрейтер Ю.Б., Продолжаем общаться с ребёнком. Как? М.: АСТ- Астрель, 2007.
3.     Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина. — М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организации
Перейти

О нас

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81

С первых лет своего существования ОУ развивалось как педагогическая среда, соединяющая в одних стенах и «физиков» и «лириков».

Соединение в стенах школы традиций качества обучения и воспитания, высокого профессионализма и огромного чувства ответственности с молодым талантом новых учителей создает необходимые условия для движения школы вперед.

Подробнее...

Copyright © 2014 МБОУ СОШ №81 г. Воронеж