Новые плагины Joomla на web-disign.ru.

Автор статьи — Рыковская Надежда Владиславовна

Педагогическая поддержка семьи в современных социально-экономических условиях

Семья и школа, как первичные социальные воспитательные институты, способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Гармоничное дополнение друг друга является главным фактором их успешного взаимодействия.

На фоне социально-экономических трансформаций в общественной жизни стал заметно изменяться экономический и социокультурный облик российской семьи, который сегодня крайне неоднороден. Время социально-экономических преобразований является началом активного формирования новых моделей в системе отношений «личность-семья-общество». Оказание педагогической помощи родителям можно рассматривать как стремление общества и государства защитить себя, избежать катастрофических проблем в воспитании современной молодёжи. Помощь со стороны общества должна быть ориентирована на создание условий для укрепления самостоятельности и независимости молодых семей, обеспечение поддержки родителям в выполнении присущих им функций. Современное российское общество осознает опасность, связанную с ослаблением педагогического потенциала семьи и социальной микросреды.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Права и обязанности родителей определены в ст. 38, 43 Конституции Российской Федерации, глава 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Объектами семейной политики являются как сама семья, так и государственные и общественные институты, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи. Сегодня в школах всё больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя функцию связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни школьников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых.

В идеале педагогическая поддержка родителей осуществляется как целенаправленная, организованная, профессиональная помощь семье с целью реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование [3, с.256]. Семья является активной системой с имеющимися в ней резервами социальной активности и её собственным воспитательным потенциалом [1, с.176]. Многие имеющиеся возможности семьи способны проявиться только в определенных стимулирующих условиях. И такие условия нужно создавать профессионально подготовленным специалистам. В научных исследованиях констатируются факты кризиса современной семьи с одной стороны, а с другой – укрепление семьи с помощью семейного воспитания и повышения педагогических возможностей родителей [4, с. 40].

Оказание целенаправленной педагогической помощи родителей основывается на осуществлении социальной поддержки семьи, стратегическими целями которой являются:

  •   повышение авторитета семьи и семейного воспитания в обществе;
  •   содействие улучшению качества жизни членов семьи;
  •   восстановление традиционных российских ценностей семьи;
  •   содействие формированию социально-воспитательной функции семьи;
  •   формирование педагогической компетенции родителей.

Исследователь М. П. Гурьянова выделяет основные виды педагогической поддержки: социальная помощь, моральная поддержка, социально-воспитательная помощь, социально-образовательная помощь [2, стр.184]. Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества. Сегодня образовательное учреждение является основным носителем социального воспитания молодежи, обеспечивающим педагогическое влияние на семью. Однако на практике учителями упрощается смысл понятия «педагогическая поддержка семьи» и рассматривается в основном через призму «просвещенческой модели». Основной акцент делается на формирование сознания родителей и остается без внимания целостность их личности, возможности отдельной семьи в воспитании конкретного ребенка. Таким образом, существуют противоречия между потребностью семьи, воспитывающей ребенка в адресной педагогической поддержке, учитывающей индивидуальные особенности всех участников процесса воспитания, и недостаточной разработанностью соответствующей педагогической теории и методики.

Актуальной задачей социально-педагогической практики образовательного учреждения является повышение педагогической компетенции родителей. Задача не новая, но с течением времени подвергающаяся различным модификациям. Реализуя эту задачу сегодня важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка «эмоциональным тылом». Заботливые родители интересуются деятельностью образовательного учреждения, тем как их ребенок проводит время в школе. У них возникают вопросы, связанные с условиями полноценного развития их ребенка, в связи с чем возникает необходимость формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса, способствующей неконфликтному взаимодействию школьной и семейной жизни. Родители отмечают, что испытывают удовлетворение, когда встречают сочувствие и понимание педагога. Следствием этого является то, что дети лучше успевают в школе, более дисциплинированны дома, у преподавателей возникает меньше проблем в организации образовательного процесса, в глазах родителей возрастает авторитет школы и доверия к ней. Многие родители выражают желание посещать уроки, внеклассные мероприятия, чтобы понять, в чем заключаются трудности у ребенка и оказать своевременную помощь.

Целью педагогической помощи семье в современных социально-экономических условиях является обеспечение благополучия родителей и детей, формирование такого образа жизни, который удовлетворил бы потребности всех её членов. Конечный результат зависит от педагогической компетенции родителей, которая является частью семейного благополучия. Образовательное учреждение обеспечивает педагогическое влияние на родителей, другие социальные институты. Оно выступает основным и профессионально способным координационным центром системы педагогической поддержки семьи как института социализации подрастающего поколения.

Педагогическая поддержка семьи – это перспективное направление социальной политики в современных социально-экономических условиях, которое выражает стремление общества предупредить и избежать социальных конфликтов.

Список использованной литературы:

1.     Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. с. 176.
2.     Гурьянова М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. с. 184.
3.     Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. с. 256.
4.     Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Планета 2000, 2003. с. 40.

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организации
Перейти

О нас

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81

С первых лет своего существования ОУ развивалось как педагогическая среда, соединяющая в одних стенах и «физиков» и «лириков».

Соединение в стенах школы традиций качества обучения и воспитания, высокого профессионализма и огромного чувства ответственности с молодым талантом новых учителей создает необходимые условия для движения школы вперед.

Подробнее...

Copyright © 2014 МБОУ СОШ №81 г. Воронеж