Новые плагины Joomla на web-disign.ru.

Автор статьи — Протасова Елена Ивановна

Аналитическая деятельность
заместителя директора школы
с целевыми программами развития, или
Нужное о важном: взгляд не со стороны

В разработке целевых программ развития образовательной организации ведущее место занимает аналитическая деятельность. Попробуем рассказать, как это реализуется в нашей школе.

…Полагаю, не подвергается сомнению мысль о том, что для каждого радеющего руководителя школа – это его детище, которое он сопровождает с момента рождения (если повезёт) и до момента ухода из него. Нам не очень повезло: пришлось брать бразды правления в середине учебного года, когда рядом открылась красавица школа-новостройка, куда массовым потоком хлынули и учителя, и ученики. Нам досталось то, что осталось.

Однако, работать надо, но как? «Куда ж нам плыть?..». И вот теперь становится абсолютно понятно, что без анализа существующей ситуации дальнейшая деятельность по меньшей мере бесперспективна.

Стартовая диагностика показала, что помимо проблем, связанных с уровнем обучаемости школьников, имеются и кадровые: в частности, недостаточная речевая культура некоторых педагогов.  А кадры, как известно, решают всё.  Поэтому и  начали с себя (не исключая разработку действий и по другим направлениям), и основным проблемным вопросом стало повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива в области лингво-гуманитарного знания. В соответствии с принятой программой «РОСТ» (Развитие. Оптимизация. Самоопределение. Творчество), по которой работала школа в 2003-2006 г.г., был проведён педсовет «Развитие педагогического мастерства через развитие общения», организована работа лектория, где, в частности, рассматривались аспекты научно-исследовательской и научно-методической работы в области лингво-гуманитарного направления как фактор управления инновационными поисками преподавательского коллектива; педагогическая культура; основы конфликтологии. Установлены связи и разработана программа сотрудничества с кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО. Наконец, в учительской просто появился новый стенд «Культура речи», где, по мере необходимости, обновлялись материалы, отражающие акцентологические и грамматические нормы русского языка.

Работая над собой, не оставляли без внимания и учеников, таким образом обозначили следующее направление деятельности: развитие языковой личности учащегося с разносторонней коммуникативной компетенцией. Основными задачами стали: создание условий для развития и саморазвития языковой личности учащегося; обеспечение условий для углубленного изучения предметов коммуникативной направленности как фактора интеллектуального и эмоционально-нравственного развития личности ученика; интенсификация межпредметных связей;  повышение воспитывающего воздействия неформальной среды общения школьников; развитие межличностных отношений в учебном коллективе.

Программа развития  была нацелена на эффективное содействие актуализации, развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Что же удалось, а что же нет в ходе реализации Программы… Проанализировав положительные тенденции и отметив недоработки, аналитическая группа предложила новый проект - «От самопознания – к цели!» (на 2006-2009г.г.), где основной акцент был сделан на следующих направлениях: «Школа самопознания и самоопределения»,  «Школа правовой и коммуникативной культуры», «Школа поликультурного образования».

Поскольку широкая внешняя среда является постоянным источником положительных и отрицательных воздействий на образовательное учреждение, умение вовремя распознать тенденции во внешней среде – важнейший фактор жизнеспособности школы, условие её эффективного развития. Концепция развития школы исходила из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовится к будущей жизни, но уже живёт в том  микросоциуме, которым является школа; поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, в организации полноценной, продуманной в деталях  жизнедеятельности своих воспитанников.

Концепция предполагала, что правовая культура находится в границах гуманистического воспитания и является одновременно гражданской ценностью и условием для реализации педагогики ненасилия. Правовая культура способствует развитию толерантности, уважения к закону, признанию за каждым равных прав и свобод, неприятию насильственных методов решения конфликтов. Она даёт человеку чувство собственной значимости и ценности в обществе.

Существенным моментом в разработке этой программы стали прогнозируемые риски, препятствующие достижению целей программы, и мероприятия  по минимизации их негативного влияния.

 

Возможные риски

Мероприятия по минимизации влияния факторов риска

1.

Среди участвующих в реализации программы часть детей и родителей являются переселенцами из республик Кавказа и Закавказья, других регионов РФ,  некоторые родители работают за пределами Воронежской области.

- Мероприятия по закреплению социального статуса школы: дни открытых дверей; вечера встречи выпускников; общешкольные родительские собрания;

- публикация материалов о школе на своем сайте в сети Интернет;

- построение воспитательной работы с учётом национальных особенностей на основе разновозрастных сообществ;

- выпуск школьной газеты «81-ый Континент».

2.

Разрозненность и разобщенность жителей поселка, отсутствие объединяющего их центра.

- Координация деятельности по реализации программы администрацией комитета по управлению микрорайона Придонской городского округа город, депутатским корпусом, администрацией школы и родительской общественностью.

3.

Недостаточность финансирования.

- Привлечение внебюджетных средств.

4.

Проживание школьников в семьях, представляющих различные социальные группы и  являющихся носителями различных социальных ценностей.

- Тематические классные часы совместно с родителями по формированию единого ценностного пространства;

- работа по профориентации среди обучающихся, нацеленная на развитие уважения к людям различных специальностей.

 

Следующая программа развития школы «ЗАДОР+С» («Здоровье. Активность. Доброта. Образование. Развитие + Социализация») является продолжением программы развития «От самопознания – к цели!» и рассчитана  на 2009-2012 г.г.  Она становится организационной основой совместной деятельности всех участников образовательного процесса – учащихся, их родителей, сотрудников и партнёров образовательного учреждения – по решению существующих проблем.

За период реализации Программы произошли существенные изменения в обществе, государстве, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности. Без учета этих изменений невозможны истинные посылки, служащие основой для следующего этапа развития.

Социальные изменения: значительно возросли и содержательно изменились социальные требования к образованию, в основе которых лежат критерии качества, сохранения здоровья  школьников, индивидуализации образовательных программ и способов их реализации.

Политические изменения: изменения в государственной политике в сфере образования актуализировали образовательные программы школы, носившие инновационный характер: предпрофильное обучение, дошкольная подготовка, проектные технологии, информатизация образовательного процесса, многоканальное финансирование, государственно-общественное управление школой.

Экономические изменения: введённое в 2007 году нормативно-бюджетное финансирование оказывает существенное влияние на возможность развивать материально-техническую базу, информационные ресурсы, квалификационный ресурс персонала. Но переход в систему казначейского учета привел к ужесточению требований к финансовой дисциплине, необходимости четкого планирования ресурсов, жесткой учетной политики.  Существующая система оплаты труда не очень влияет на качество педагогического труда, рост квалификации педагогов, несмотря на корпоративные стимулирующие факторы, вводимые в школе. Теперь школа – самостоятельный субъект хозяйствования, несет полную правовую и финансовую ответственность.

Технологические изменения: изменилось внешкольное информационное пространство. Возросло количество семей, получивших доступ к Интернету. Информационные возможности педагогов, особенно старшего возраста, отстают от информационной культуры учащихся.

Знаниево-репродуктивная парадигма массовой школы входит в противоречие с культурными вызовами цивилизации, в основе которых – индивидуальность ценностей, продуктивная деятельность, культурная мобильность, функциональная грамотность, поликультурность.

Экологические изменения: закономерные изменения среды обитания, экологические проблемы имеют прямое влияние на состояние здоровья школьников. Появились новые виды и способы проведения досуга, исключающие двигательную активность, а они приводят к ослаблению здоровья.  В большинстве семей начинает культивироваться тенденция к здоровому образу жизни. Следствиек школе предъявляются требования по сохранению здоровья школьников и формированию у них культуры здоровья.  

В период формирования новых социально-экономических условий жизни общества особенно важно развивать тенденции взаимодействия школы и семьи, активизировать роль родителей как субъектов образования, изучать интересы и запросы социума к образовательным услугам.

Как следует из данных опроса, проведённого с родителями, общая удовлетворённость школой достаточно высока. Она складывается из многих факторов: психологического и физического самочувствия ребёнка, высокого уровня информационной обеспеченности родителей, стремлением к совершенствованию образовательного процесса.

Значимость деятельности школы как учебного заведения, призванного дать знания, сохраняется. Наряду с этим всё большее значение приобретает социально-психологический и валеологический фактор, атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, охрана здоровья.

Поэтому основными направлениями программы развития стали: развитие здоровьеформирующей образовательной среды (подпрограмма «Образование. Здоровье. Безопасность»); управление качеством образования (подпрограмма «Повышение качества образования в социально ориентированной школе»); повышение эффективности управления образовательным учреждением (подпрограмма «Самоуправление в школе гражданского становления»).

Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих содержание, структуру и технологии образования, систему управления, материально-техническое и информационно-технологическое обеспечение, изменения в организационно-правовой форме и финансово-экономических механизмах.

В настоящее время школа работает в соответствии с целевой программой развития «Школа и социум», рассчитанной на 2012-2017г.г.

В период развития социально-экономических условий жизни общества особенно важно развивать тенденции взаимодействия школы и семьи, активизировать роль родителей как субъектов образования, изучать интересы и запросы социума к образовательным услугам. Как следует из данных опроса, проведённого с родителями, общая удовлетворённость школой достаточно высока, тем не менее остаются актуальными следующие требования:

  • получение начального, основного и среднего общего образования каждым учеником на  максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
  • получение дополнительного образования детей, предназначенного для предоставления возможностей школьникам выбора занятий по интересам, создание  любительских объединений;
  • утверждение социального оптимизма;
  • содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, города.

Среди задач, стоящих перед педколлективом, основными стали следующие:

  • Совершенствовать работу по созданию в ОУ современной информационной образовательной среды, способствующей качественным изменениям в организации и содержании педагогического процесса, результатов обучения.
  • Продолжить обновление технологий и содержания образования в соответствии с современными требованиями ФГОС НОО.
  • Оптимизировать работу по формированию у обучающихся базовых компетенций.
  • Обеспечить комплексное взаимодействие психологического, методического, социального, педагогического, медицинского сопровождения развития обучающихся на  этапах предшкольной подготовки и школьного воспитания и обучения.
  • Разработать различные варианты совместных акций, мероприятий и долгосрочных проектов с образовательными, культурно-досуговыми организациями и социальными партнёрами для повышения конкурентоспособности школы и расширения социального партнёрства. И др.

В дальнейшем коллектив школы планирует заниматься апробацией и внедрением новых диагностических методик и образовательных технологий по плану реализации данной программы развития. Итогом работы должно стать качественное повышение уровня подготовки выпускника школы и его дальнейшая социализация в условиях современного общества, расширение сети социального партнёрства ОУ, гибкая и универсальная система диагностики и мониторинга образовательного процесса.

Внедрение концепций новой образовательной парадигмы: гуманитаризации образования, личностно-ориентированных, инновационных, образовательных и здоровьесберегающих технологий, способствующие социализации личности, использование комплекса для контроля и администрирования позволит перейти на принципиально новый уровень преподавания и управления образовательным учреждением. И без аналитической деятельности в решении насущных проблем не обойтись никак, роль её только возрастает. 

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организации
Перейти

О нас

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81

С первых лет своего существования ОУ развивалось как педагогическая среда, соединяющая в одних стенах и «физиков» и «лириков».

Соединение в стенах школы традиций качества обучения и воспитания, высокого профессионализма и огромного чувства ответственности с молодым талантом новых учителей создает необходимые условия для движения школы вперед.

Подробнее...

Copyright © 2014 МБОУ СОШ №81 г. Воронеж