Новые плагины Joomla на web-disign.ru.

Автор статьи — Протасова Елена Ивановна

Нравственное воспитание средствами литературы: семейный аспект.

Не будет в России настоящей семьи,
 
не будет и России. 
Козьма Прутков

Ф.М. Достоевский утверждал: «Создаётся общество началами нравственности» [3; 24; 184] , и эти нравственные начала закладываются в семье. Во всём мире семья выполняет основные функции в обществе, являясь источником стабильности, преемственности и развития.

Разрушение семейных основ грозит многими социальными бедами: утратой общих представлений о добре и зле, пересмотром и даже отрицанием всех нравственных понятий, выработанных человечеством, что неизбежно приведёт к деградации и физической гибели нации.

Вот почему государственная политика настойчиво и неуклонно обращает нас к «мысли семейной», к возрождению и укреплению статуса семьи и вот почему как никогда необходим дружественный альянс семьи и школы. Ведущая роль в осуществлении морально-нравственного воспитания детей принадлежит урокам литературы, ибо тема семьи и воспитания стала одной из главных в произведениях многих писателей.

Избегая излишнего морализаторства, резонёрства, учитель мягко и тактично раскрывает перед учениками «тайны» человеческих взаимоотношений между самыми близкими людьми – членами одной семьи, как правило, между поколением «отцов» и «детей».

И, обращаясь к «началу всех начал» — творчеству А.С. Пушкина – отметим вариации этой темы в его произведениях разных жанров. Начнём с ведущего пушкинского героя – Евгения Онегина. Легко запоминается реплика «Отец понять его не мог и земли отдавал в залог», и это непременная черта Онегина: отчуждение от жизни начинается с отчуждённости к отцу. Интересно сравнить, как по-разному поступают литературные герои-современники: Онегин и Николай Ростов из «Войны и мира». Пушкинский герой легко отказывается от наследства отца, «довольный жребием своим», и это вполне символичный жест: он не чувствует ответственности за отца, он – не наследник. Здесь нет никакой духовной составляющей, только арифметика: долги отца обременяют Онегина, превосходят стоимость наследства и это – не долги сына. Николай Ростов так поступить не может: не принять наследство и долги значит для него отказаться от отца, и Николай буквально жертвует собой ради своего духовного долга перед отцом, но, заметим, поступает здесь исключительно свободно, то есть так, как велит совесть, а не житейский расчёт. (Это лишь штрих к характеристике героев, а какой повод для раздумий современному читателю!).
Не анализируя подробно «Станционного смотрителя», отметим: финал повести говорит именно о взаимной ответственности отцов и детей.

В «Дубровском» Пушкин показывает преданность детей отцам наперекор своему счастью. Владимир Дубровский, как сказано, «почти не знал отца своего», а Маша совершенно противоположна генералу Троекурову. Тем не менее отцы, как и в «Барышне-крестьянке», не жалеют ничего для своих детей. Однако Троекуров привык властвовать над своей дочерью, в то время как отец-Дубровский предоставил своему сыну полную свободу. По способности видеть в своих детях особенную личность или нет и различаются уклады у Троекурова и Дубровского. Пушкин не противопоставляет преданность отцу свободе личности, скорее речь идёт о взаимной ответственности отцов и детей, а другими словами, о гармонии в этих связях. Всякое нарушение гармонии отношений в пользу своего Я – со стороны отцов или со стороны детей – явится источником трагедии. («Дубровский» включён в курс школьной программы по литературе в 6-ом классе, поэтому пытаемся подвести учащихся к этому выводу на доступном для их восприятия уровне).

Позднейшее прозаическое произведение Пушкина уже самим названием обращает нас к теме отцов и детей – «Капитанская дочка», а первое слово этой повести – слово отец… Не стремясь к мелочной опеке, он в сущности доверяет сыну, который должен стать личностью, в понимании отца – настоящим солдатом: «Да будет солдат, а не шаматон». Важно и ответное доверие сына: Пётр Гринёв без сомнения принимает волю отца, не подозревая в ней ничего, себе враждебного, хотя ему и приходится расстаться со своими проказами и мечтами о лёгкой гвардейской службе.

А Маша Миронова? Абсолютно покорная своим родителям, она и помыслить себе не может о нарушении родительской воли, и отказывается от брака с Гринёвым без благословения, так как установленный законный порядок сильнее желаний и даже самой справедливости. Человек, следующий закону, приобретает больше, чем радость жизни, — силу и словно благодарность судьбы. [1; 3-4]

Пушкин, «парадоксов друг», даёт художественную картину, не опровергающую, а подтверждающую житейскую мудрость: дети и отцы поистине едины, их связь лишена лжи и подозрений, хотя не исключает и противоречия. Отец ждёт от сына не слепой покорности, а именно воплощения полноценной личности, — и не троекуровская власть, а свобода является залогом прочной связи отцов и детей, залогом гармонии.

Общеизвестна судьба М.Ю. Лермонтова – сироты при живом отце. Отсюда и мотивы одиночества в его произведениях, поиски «души родной». Но семья – это свято, и защита купцом Калашниковым чести жены, чести имени, чести семьи, рода («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») – наглядный пример для современной молодёжи, пример того, как много значила семья для наших предков.

Н.В. Гоголь особенно остро чувствует идеальную сторону в единстве отцов и детей, но предъявляет столь высокую требовательность и к отцу, и к сыну, что сам Тарас Бульба станет не идеалом в отцовстве, а скорее источником трагедии.
И в глубине содержания тургеневского романа «Отцы и дети» внешний конфликт детей и отцов сменяется единством, доступным только избранным героям и выраженным в заглавии всего лишь соединительным союзом.

Массу поводов для размышлений и полемики предоставляет пьеса А.Н. Островского «Гроза»: отношения между матерью и взрослым сыном, невесткой и свекровью, возможность полюбить другого человека и невозможность проявлять свои чувства открыто, трагический финал пьесы – насколько всё это актуально для нас? Десятиклассники задумываются, спорят, «проектируют» свою будущую семейную жизнь…

И тут на помощь приходит Ф.М. Достоевский. Одним из многих заветов писателя является завет о семье как Малой Церкви, о семье как основе и зиждительной силе общества, без которой все усилия власти создать сильное национальное государство оказываются напрасными. Писатель хотел бы, чтобы все родители поняли, что «воспитание детей есть труд и долг». Для иных родителей этот долг «сладкий, несмотря на гнетущие даже заботы, на слабость средств, на бедность даже». Для других же, причём часто именно для «достаточных родителей», воспитание собственных детей – «самый гнетущий труд и самый тяжёлый долг». Такие родители стремятся откупиться от своего родительского долга деньгами, а если денег нет, то прибегают к «строгости, к жестокости, к истязанию, к розге» [3; 25; 190].

Ф.М. Достоевский был убеждён, что великое национальное государство должно стоять на крепких основаниях семьи и школы, создание которых и попечительство которым – долг всякой власти, если она хочет видеть свой народ не униженным и пьянствующим от безысходности, но сильным и могучим. [5; 28]

Продолжая рассуждения о семейном аспекте русской классики, нельзя не упомянуть общеизвестное начало «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастлива по-своему» (и обсуждение этого романа – тема не одного урока, так же, как и семейные уклады Болконских, Ростовых, Курагиных из «Войны и мира»). Сложность взаимоотношений взрослых и детей – предмет обсуждения рассказа И.Бунина «Цифры» [2; 92], трилогий Л.Н. Толстого и М. Горького (с его замечательно-неповторимым образом бабушки!), пьесы А.В. Вампилова «Старший сын», отрывка «Отец и сын» из повести Дж. Олдриджа «Последний дюйм» и многих других.

А готовя выпускников средней школы ко взрослой (в том числе и семейной) жизни, невозможно не затронуть тему «Семья как хранилище нравственности» при изучении романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Поставленные в начале урока проблемные вопросы:
- Что мы имеем и что потеряли как нация?
- Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?
- «Крыша дома твоего» — что значат для каждого из вас эти слова? –
обращают старшеклассников к извечным понятиям: Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. По жизни семьи, по крепости семейных уз у данного народа можно судить о жизнеспособности этого народа. Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. В казачьих семьях, а именно в курене Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. Но и женские образы достойны внимания: так, например, Наталья, отстаивая свою любовь, дважды ходила к Аксинье, своей разлучнице. Но если в первую встречу она жалкая, просящая, то спустя время, обретя семью, снова приходит уже не за милостью, а чтобы отстоять свои права («У меня двое детей, и за них и за себя я постоять сумею!»).
Сила мелеховской семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались.
Рождению детей горячо и искренне радовались, заботы о них никого не утомляли и не пугали – трудности просто не замечались в суете большой семьи. Воспитание проходит через труд, «так повелось исстари и так навсегда осталось для Мелеховых»: труд и в быту, и в душе, и в духе. [4; 34]

Многие из нас и сейчас думают над вопросами: а так ли в моей семье? Когда же мы все вместе собирались о чём-нибудь поговорить? Всегда ли мы выслушиваем старших, прислушиваются ли папы и мамы к нашим голосам?
Так о чём же роман Шолохова? О человеке, о его истоках, о гуманизме. Шолохов высказал свою тревогу о мире, заставил задуматься о семье, государстве, державе на фоне разрухи.

…Вот так, шаг за шагом, по крупицам, строится фундамент будущего семьянина, достойного гражданина своей страны. Увы, современная действительность такова, что далеко не каждая семья стремится следовать устоявшимся традициям, создавать новые, благотворно влияющие на развитие личности. Приходится убеждать в том, что ребёнок с детства должен быть окружён любовью и лаской. Это не только создаст атмосферу счастливого детства, но и укрепит душу ребёнка, даст ему силы в борьбе с жизненными невзгодами. И опять на помощь приходят классики. Обращаясь к родителям, Ф.М. Достоевский говорит от имени общества, государства, отечества: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая; что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей. Всего ужаснее то, что это так распространено…» [3; 25; 192].

Список использованной литературы:

1.     А.А. Аникин. Тема семьи в литературе: памятник отцовству// Литература в школе. – 2002. — № 5. – С.2-6.
2.     Данькова Р.С. Урок на взрослое будущее// Литература в школе. – 1999. — № 1. – С.92-93.
3.     Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. – Л., 1972-1991. (Вторая цифра – номер тома, третья – страницы).
4.     Душкина О.Ю. Семья как хранилище нравственности// Литература в школе. – 2001. — № 3. – С. 32-35.
5.     Юрьева О.Ю. Тема семьи и семейного воспитания в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского// Литература в школе. – 2003. — № 8. – С.26-28.

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организации
Перейти

О нас

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81

С первых лет своего существования ОУ развивалось как педагогическая среда, соединяющая в одних стенах и «физиков» и «лириков».

Соединение в стенах школы традиций качества обучения и воспитания, высокого профессионализма и огромного чувства ответственности с молодым талантом новых учителей создает необходимые условия для движения школы вперед.

Подробнее...

Copyright © 2014 МБОУ СОШ №81 г. Воронеж