По сообщению NASA, до 13 октября отложено возвращение с МКС на Землю корабля Crew Dragon с космонавтом "Роскосмоса" Александром Гребенкиным.
© Российская Газета
Россиянин входит в экипаж миссии Crew-8 по соглашению о перекрестных полетах. Вместе с ним в команде Crew Dragon с марта 2024 года на Международной космической станции работают астронавты NASA Мэттью Доминик, Майкл Барратт и Джанетт Эппс.
Причина задержки спуска американского корабля с орбиты — неблагоприятные погодные условия в районах приземления возле побережья штата Флорида (США) из-за прохождения урагана "Милтон".
В отличие от российских "Союзов", которые приземляются, Crew Dragon садятся на воду в Атлантике. Без помощи двигателей, только на парашютах. И, как показывает практика, возвращение корабля едва ли не критически зависит от погоды. Были случаи, когда из-за шторма астронавтам приходилось задерживаться на орбите.
Надо сказать, что приводнение часто использовалось NASA, например, для всех спускаемых аппаратов программ "Меркурий", "Джемини" и "Аполлон" (включая Скайлэб). На этот вид посадки были теоретически рассчитаны американские шаттлы, но садились они все-таки на землю. Сейчас приводнение применяется для кораблей Dragon компании SpaceX.
Так почему астронавты приводняются? Эксперты объясняют это тем, что регионы Северной и Южной Америки крайне населенные, что делает приземление опасным. А Тихий и Атлантический океан — идеальное место для "приема" космического аппарата.
У приводнения есть плюсы и минусы. С одной стороны, специалисты отмечают, что оно гораздо комфортнее для экипажа, чем приземление. Потому что вода срабатывает как амортизатор и гасит часть удара при посадке. С другой стороны, сама эвакуация спускаемой капсулы — операция довольно непростая и недешевая.
Возможность приводнения запланирована для многих будущих космических кораблей. Приводнение, по оценке экспертов, особенно актуально для аппаратов, запускаемых с прибрежных космодромов.
Ранее сообщалось, что новый российский космический корабль "Орел" получит систему спасения экипажа от аварий на старте, которая позволит аппарату приводниться в океане и обеспечить космонавтам возможность ожидания прибытия спасательной группировки. Условия позволят ждать помощи в течение 48 часов.
Справка "РГ"
Единственный в истории случай вынужденного приводнения нашего корабля произошел с "Союзом-23" в октябре 1976 года. Командир экипажа — Вячеслав Зудов, бортинженер — Валерий Рождественский. Для обоих это был первый полет.
По расчетам, приземление должно было произойти недалеко от казахстанского города Аркалык. Но спускаемый аппарат перелетел расчетную точку на 120 километров и угодил в озеро Тенгиз в паре километров от берега. Была глубокая ночь. Температура — минус 20 градусов. Выходной люк оказался под водой вместе с отверстиями дыхательной вентиляции. Через пару часов начались проблемы с воздухом. Появились признаки кислородного голодания. Покинуть аппарат было невозможно, так как внутрь хлынула бы ледяная вода…
Космонавты находились в воде около 12 часов. Драматической оказалась и эвакуация. Достать аппарат вместе с экипажем удалось лишь вертолетами.
Источник: rambler